Одной
из актуальных проблем современной педагогической практики является проблема
обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи
детского сада в этой работе: создание условий для успешной интеграции детей с
нарушением развития.
Наличие
этого факта побудило нас к разработке специального плана сопровождения
детей с ОВЗ, цель которого заключается в воспитании личности, социально
адаптированной к условиям жизни в современном обществе, обучение, присмотр,
уход и оздоровление воспитанников.
Реализация
цели требует решения следующих задач:
—создание
условий для всестороннего развития детей с ОВЗ, обогащение социального опыта и
гармоничное включение таких детей в коллектив сверстников;
—формирование
основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических
качеств воспитанников в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями;
—осуществление
психолого-педагогической коррекции (речевых, эмоциональных нарушений);
—взаимодействие
с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития каждого ребенка.
Основные
направления работы с детьми с ОВЗ в полном объёме отвечают ФГОС:
—физическое
развитие – развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики,
зрительно-пространственной координации;
—социально-личностное
развитие – обеспечение оптимального вхождения детей с ограниченными
возможностями в общественную жизнь;
—познавательно-речевое
развитие – формирование познавательных процессов и способов умственной
деятельности; усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие
познавательных интересов;
—развитие
речи как средства познания;
—художественно-эстетическое
развитие – развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма, цвета,
композиции.
Индивидуальное
сопровождение детей с ОВЗ осуществляется в контексте ФГОС в следующих
формах: закаливающие процедуры, специально организованная образовательная
деятельность (также в режимных моментах), игры – тренинги, индивидуальная
работа, все виды игр, беседы.
В
организации образовательной деятельности мы учитываем:
—диагностику
индивидуальных особенностей детей (беседа и анкетирование родителей,
диагностика развития ребёнка (специалисты, воспитатели), наблюдение за
поведением детей в группе;
—планирование
образовательного процесса с учётом индивидуальных образовательных потребностей
детей группы;
—организацию
предметно-развивающей среды в соответствии с ОВЗ детей, стимулирование
развития самостоятельности, инициативы и активности, обеспечивающих детям
с разными возможностями доступ к развитию;
—организацию
совместной жизнедеятельности детей в условиях данной группы. Она подразумевает
индивидуальную работу; осуществление развивающей деятельности — развитие
познавательной сферы, игровой, конструктивной деятельности и др.;
социализацию в условиях совместной деятельности детей с ОВЗ и обычно развивающихся
сверстников; создание условий для творческого развития детей
(музыкально-ритмические упражнения, фольклорные народные игры, песни, хороводы,
игры с шумовыми игрушками, игротерапия, сказкотерапия и др.); создание
ситуаций, когда дети сотрудничают друг с другом, выполняют что-либо по очереди
и помогают друг другу для достижения положительного результата; использование
естественных и образовательных ситуаций для развития социальных навыков;
демонстрацию желательного поведения в различных ситуациях; использование
различных видов деятельности, которые соответствуют уровню развития
детей);
—
мониторинг образовательного процесса.
Согласно
выстроенной модели нашего плана мы ожидаем следующие результаты:
—повышение
профессионального уровня воспитателей в плане индивидуального
сопровождения детей с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве
дошкольного учреждения;
—положительную
динамику оздоровления детей с ОВЗ и успешная их
социализация в образовательное пространство дошкольного учреждения;
—создание
единой психологически-комфортной образовательной среды для
детей с разными стартовыми возможностями;
—повышение
педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ;
—разработка
методических рекомендаций для педагогов по работе с детьми с ОВЗ.